Новости

12.04.2018

Казахстанский флот пополнится еще одним уникальным судном

О Казахстане всегда говорили как о стране, не имеющей выхода к открытому морю. Однако это не помешало нам создать национальную судоходную компанию и за 20 лет вывести отечественный флот на передовой уровень. Сегодня по заказу ТОО "НМСК "Казмортрансфлот" строятся уникальные суда, которые курсируют под казахстанским флагом далеко за пределами страны.

Помнишь, как все началось…

В 1998 году Казахстан обрел новую столицу. Одновременно велась работа по развитию государства во всех направлениях. И одной из амбициозных и в какой-то степени фантастических задач для страны (как казалось на тот момент) стоял вопрос о создании собственного торгового флота. Да еще и в короткие сроки.

И 4 декабря постановлением Правительства Республики Казахстан была образована Национальная морская судоходная компания "Казмортрансфлот". Она должна была заняться международными перевозками отечественных грузов собственными силами.

Тогда мало кто представлял ее будущее, ведь у Казахстана не было еще ни одного судна и глобального опыта работы с морским транспортом.

Выход нашли. КМТФ арендовал суда и в 2001 году впервые в истории Казахстана начал транспортировку грузов по маршруту Актау – Махачкала и Актау – Баку. Через год была налажена транспортировка углеводородного сырья в Неку (Иран).

Первые ласточки

Первое собственное судно – КМТФ-1

Но работать на таких условиях казалось уже мелко, будучи национальной компанией "Казмортрансфлот" мечтал именно о собственных судах. В 2003 году в распоряжение Компании прибыло первое собственное судно – магистральный буксир с символичным названием "КМТФ-1", который также является судном поддержки морских операций. КМТФ- 1, буксир и судно поддержки морских операций.
В тот же год в порту Баутино сдана в эксплуатацию собственная База поддержки морских операций. Таким образом, "Казмортрансфлот" приступил к работам в рамках освоения месторождений углеводородов в Казахстанском секторе Каспийского моря, в том числе по транспортировке каменной породы для строительства искусственных островов по проекту освоения месторождения «Кашаган».

Одна из первых барж компании – КМГ-102

Вслед за буксиром судоходный парк пополнился баржами-площадками КМГ-101 и КМГ-102, названными в честь материнской компании АО "НК "КазМунайГаз". Новички способны были перевозить по 3600 тонн груза.

А еще через год на берегу Каспия в Актау встречали первый отечественный нефтеналивной танкер "Астана". С тех пор сохранилась традиция – называть их в честь городов Казахстана.

На одной волне с морем

Генеральным директором ТОО "НМСК "Казмортрансфлот" сейчас является Марат Орманов – человек, пропитанный духом моря и живущий водной стихией. По профессии он морской инженер, и работая в КМТФ еще заместителем генерального директора, сам участвовал в строительстве судов отечественного флота. Вместе с деканом по судостроению Астраханского вуза Ильей Бойцуном, которого когда-то пригласили работать в компанию в качестве инженера-проектировщика, они создавали макет и продумывали технические характеристики будущего танкера "Астана".

Генеральный директор КМТФ Марат Орманов

"Было интересно погружаться в инженерию. Тем более, когда рядом такие сильные специалисты, как Илья Александрович. Мы с ним сначала "на коленках" рисовали первый танкер. Нужно было предусмотреть особенности Каспийского моря – оно мелководное, не всякое судно сможет по нему ходить. Благодаря Выборгскому судостроительному заводу реализовали свой проект", – с улыбкой вспоминает Марат Орманов.

Он пришел в КМТФ в 2001 году и вот уже почти 17 лет своей трудовой деятельности посвящает компании. И сегодня, руководя ею, ведет компанию уверенным курсом вперед.

С начала существования головной офис компании находился в Алматы. В 2004 году его решили передислоцировать непосредственно в Актау, к месту действий. Это единственная национальная компания в Казахстане, чей головной офис находится не в столице, а в регионе.

Путь испытаний и достижений

Не вся летопись деятельности КМТФ состоит из белых полос. Как и любой корабль, отправляющийся в длительное плавание, компания иногда попадала в штормы. В те моменты Марат Орманов, будучи первым заместителем генерального директора, лично встречался с моряками, говорил начистоту о проблемах.

"Мы поработали в разных судоходных компаниях, среди них и известные во всем мире. Но редко сталкиваешься с таким отношением – чтобы руководство приезжало и лично общалось с экипажем судна. Нам это очень приятно, это проявление участия и неравнодушие", – делятся моряки, работающие по контракту в КМТФ.

Марат Орманов и сейчас постоянно встречается с экипажами морских судов, считая это обязательным аспектом своей работы.

"Если первый руководитель не будет напрямую общаться с подчиненными, то сложно будет понимать полную картину происходящего в компании. Мне интересно все знать, ведь сам раньше работал непосредственно на этих должностях. Всегда нравится посещать наши суда и общаться с механиками, матросами, капитанами, узнать все из первых уст", – с теплотой рассказывает генеральный директор.

 

Магистральные буксиры "Есиль" и "Тобол"  

Когда сложности преодолевались, наступала пора активной работы. Заказов становилось все больше, а цели – все масштабнее. Чтобы их добиваться, нужны были ресурсы. Поэтому КМТФ начал сотрудничество с российским заводом "Красное Сормово" по строительству трех крупных нефтеналивных танкеров дедвейтом 13 тыс. тонн. каждый. За рекордные три месяца был построен первый из них – "Атырау", а позже приняты "Актобе" и "Орал". Появление этих судов уже доказывало стабильное развитие казахстанского флота и рост объемов перевозок. В 2011 году "Казмортрансфлот" получил статус Национального морского перевозчика.

Первый собственный "Афрамакс" – "Алтай"

Грандиозным событием стало приобретение первых крупнотоннажных танкеров типа Aframax. Осуществить эту претенциозную идею удалось в рамках реализации долгосрочной стратегии "КазМунайГаза" и благодаря поддержке "Самрук-Казына". В Батуми состоялась церемония приемки этих впечатляющих судов "Alatau" и "Altai" дедвейтом 115 тыс. тонн каждый, названные так в честь гор нашей страны. Еще 10 лет назад о таких проектах не осмеливались и мечтать, сегодня – это очередное достижение.

Постепенно, но быстрыми темпами, стали возводить новые суда, рассчитанные на работу в определенных условиях. Каждое из них имеет свою историю, каждое по-своему ценно и уникально. В компании с одинаковым трепетом относятся как к мощным "Афрамаксам", так и мелководным буксирам, все они выполняют сложные и уникальные задачи.

 

"Эмба" и "Талас" построены в голландской верфи

В конце прошлого года флот пополнился еще тремя специализированными судами "Барыс", "Беркут" и "Сункар", предназначенными для перевозки негабаритных грузов. Как вы уже догадались, названы они так в честь представителей фауны Казахстана. Получены также буксиры "Талас" и "Эмба" (их именовали так в честь наших рек), построенные по заказу КМТФ на одной из флагманских верфей – Damen в Голландии. Когда-то Марат Орманов, по его признанию, с завистью смотрел на этот завод, восхищаясь строящимися тут судами. Но и эта мечта оказалась реальной. Ради нового проекта КМТФ обратился за кредитом в исламский банк "AlHilal", который впервые стал работать в подобном проекте в Казахстане. И третий буксир из этого контракта дополнит ряды собратьев уже в этом году.

Сегодня "Казмортрансфлот" осуществляет не только собственные перевозки грузов, но и предоставляет свой флот во фрахт, обслуживает громкие нефтяные проекты. Еще одна важная сфера деятельности – участие в ликвидации аварийных разливов нефти на море, поскольку в Казахстане нет специализирующейся на этом компании.

В декабре КМТФ исполняется 20 лет. Это настолько короткий срок в масштабе истории, но при этом довольно плодотворный период для страны. Что говорить, если сейчас суда "Казмортрансфлота" работают наравне и даже конкурируют с мировыми лидерами отрасли, исчисляющими свой стаж столетиями.

 

С ссылкой на сайт https://www.nur.kz