Стратегия
Когда ты на земле, ты не думаешь о земле. Когда ты находишься в море, ты постоянно думаешь о море.
Ч. Айтматов
Так сложилось, что географическое положение Казахстана в центре Евразии придает ему отдельное значение в структуре транспортных связей европейских и азиатских стран. Тем не менее, даже находясь в центре континента, наше государство может считаться полноправной морской державой. Установлено, что каждое морское судно имеет своё название и национальный флаг, что придает такому плавательному средству официальный статус.
В целях создания благоприятных условий для развития морского бизнеса и защиты интересов и прав национальных судоходных компаний в Республике Казахстан 10 лет назад была создана Ассоциация предпринимателей морского транспорта (далее – АПМТ).
АПМТ является некоммерческой организацией, объединяющей на добровольной основе юридические лица, в целях содействия развитию сферы транспортных услуг в Республике Казахстан, а также в международном сообщении, координации их деятельности, направленной на экономическое взаимодействие, решение производственных, научно-технических, социально-экономических задач и защиту их общих интересов.
Основным учредителем АПМТ является Национальная морская судоходная компания «Казмортрансфлот» (далее - КМТФ), имеющая статус Национального морского перевозчика, офис компании расположен в центре Актау и является одним из самых красивых и современных в городе. За 20 лет своей деятельности КМТФ транспортировано более 70 млн. тонн нефти в Каспийском море и более 32 млн. тонн нефти в открытых морях. На сегодняшний день КМТФ принадлежит самый крупный и современный в Казахстане флот.
Стратегическими целями развития АПМТ определены:
- Создание благоприятных условий для развития морского транспорта в РК;
- Представительство, защита прав и интересов членов Ассоциации;
- Превращение Ассоциации в эффективно действующую структуру;
- Всестороннее освещение деятельности морского транспорта;
- Международное сотрудничество.
АПМТ аккредитована в НПП РК «Атамекен» с 11 ноября 2013 года, участвует в работе органов управления НПП РК «Атамекен». С 2014 года руководит работой Подкомитета по водному транспорту Комитета логистики и перевозок Президиума НПП РК «Атамекен». Со дня аккредитации заключаются Договора о привлечении Ассоциации к осуществлению функций НПП РК «Атамекен», согласно которому Ассоциация осуществляла функции по следующим направлениям:
- предоставление, защита прав и законных интересов субъектов предпринимательства морского транспорта;
- организация поддержки и развития предпринимательства в морском транспорте;
- поддержка отечественных морских перевозчиков и повышение доли услуг местного содержания;
- осуществление экспертизы законодательных и иных НПА, затрагивающих интересы рынка морских перевозок и услуг в сфере морского транспорта;
- по обеспечению социального партнерства.
Сегодня НПП РК «Атамекен» уделяет большое внимание решению проблемных вопросов морской отрасли, поднимаемых предпринимателями морского транспорта, это вопросы ликвидация разливов нефти в Каспийском море, защита интересов отечественных морских перевозчиков, подготовка морских кадров и развитие кадрового потенциала, а также ускорение подписания значимого для Республики Казахстан Соглашения о судоходстве в рамках ЕАЭС.
АПМТ представляется в Президиуме Союза транспортников Казахстана «Kazlogistics» и в Консультативном комитете по транспорту и инфраструктуре ЕЭК.
На 1 января 2018 года членами АПМТ являются 4 крупнейшие судоходные компании Казахстана, осуществляющие 100% морских перевозок в международном направлении, главной целью которых является развитие национального морского торгового флота Казахстана.
- «НМСК «Казмортрансфлот» – компания международного уровня с современным танкерным флотом и судами поддержки морских операций, является лидером в Каспийском регионе по транспортировке.
- «KTZ ExpressShipping» - имеет четыре сухогрузных судна дедвейтом до 6000 рег.тонн., общим тоннажём 24000 тонн. Занимается перевозками зерна, металла и прочих грузов в направлении Ирана. По Государственной программе «Нурлыжол» предусмотрено увеличение до 10 судов и одновременно планируется строительство двух паромов.
- «OMS Shipping» - имеет более 10 ед. несамоходного флота и столько же буксиров для их транспортировки. В текущем году Компания пополнилась двумя буксирами и плавучей гостиницей «Оазис» на 270 мест. Ожидается пополнение ещё двумя буксирами, строящихся в Астрахани. Компания занята в проведении морских операций на Кашагане, задействована в буксирных операциях между Туркменией и Азербайджаном.
- ТОО «KMG Systems&Services», специализируется на ликвидации аварийных разливов нефти, для чего планирует приобретение судов на воздушной подушке. Имеет в г.Атырау специализированную базу.
Кроме транспортного нефтеналивного и сухогрузного флота компании – члены Ассоциации имеют более 40 единиц буксирного, вспомогательного и специального флота для осуществления морских операций на шельфе Каспийского моря.
Сегодня развитие морского флота Казахстана в целом и национального морского перевозчика в частности, с учетом всех геополитических и экономических факторов имеет стратегическое значение для страны. Следует понимать: сфера интересов казахстанского флота не ограничивается Каспийским морем. При этом, независимо от места своего нахождения казахстанские суда должны следовать нормам национального законодательства. И от того, какими будут эти нормы, зависят успех и конкурентоспособность нашего флота. Мировая практика воспринимает совершенно естественным стремление каждой страны осуществлять перевозки на собственных судах.
Развитие национального флота позволяет не только экономить средства на фрахте, но и получать значительные доходы за счет экспорта услуг морских перевозок. Морское торговое судоходство в лице Ассоциации предпринимателей морского транспорта – высокотехнологичная отрасль, которая дает развитие ряду сопутствующих производств и услуг, где наряду с крупными участниками рынка могут найти свою нишу малый и средний бизнес, предприятия, реализующие наукоемкие и инновационные технологии. С юбилеем!