Заседание отраслевых советов Министерства транспорта и коммуникаций РК по развитию высшего, технического и профессионального образования в отраслях транспортно – коммуникационного комплекса.

24 апреля 2014 года проведено заседание отраслевых советов Министерства транспорта и коммуникаций РК по развитию высшего, технического и профессионального образования в отраслях транспортно – коммуникационного комплекса с приглашением представителей  Министерств образования и науки, труда и социальной защиты населения, общественных ассоциаций отраслей транспорта и руководителей ВУЗов.

В выступлениях было отмечено, что образовательные организации не выполняют заказы отрасли по выпуску специалистов, низкое качество знаний из-за несовершенства учебного процесса, что приводит к кадровому голоду в отрасли при большом количестве невостребованных выпускников.

Министерство образования и науки  не реагирует на многочисленные предложения по изменению стиля работы.

В выступлении президента Ассоциации предпринимателей морского транспорта прозвучало, в настоящее время в отрасли водного транспорта работает порядка 8 тыс. человек, из них около 2 тыс. – в плавательном составе морских судов.

Три высших и четыре средне-профессиональных учебных заведений занимаются подготовкой кадров для данной отрасли, однако дипломы, выдаваемые их выпускникам, не признаются в иностранных портах и судоходных компаниях по причине отсутствия Казахстана в «Белом списке» Международной морской организации (ИМО). Вследствие этого специалисты вынуждены проходить переподготовку в иностранных учебных заведениях с целью трудоустройства в качестве членов экипажей судов.

Для решения данного вопроса совместно с международными экспертами проведен анализ национального законодательства и профильного отечественного образования, в результате чего выявлено:

  • несоответствие международным требованиям, в частности положениям Международной конвенции о подготовке, дипломировании моряков и несении вахты (Конвенция ПДНВ);
  • низкий уровень преподавательского состава;
  • слабая материально-техническая база учебных заведений;
  • отсутствие возможности прохождения плавательной практики.

Для вхождения в данный «Белый список» проводится следующая работа.

В целях имплементации Конвенции ПДНВ разработан и через депутатов Парламента инициирован законопроект по вопросам прохождения аудита ИМО. В настоящее время на данный законопроект подготовлено заключение Правительства РК.

Также разрабатываются проекты соответствующих подзаконных актов. В октябре текущего года планируется внести заявку в ИМО.

В целом для аккредитации ИМО, нашей стране необходимо соответствовать следующим критериям, то есть иметь:

  • специализированные учебные заведения;
  • морские учебно-тренажерные центры;
  • нормативное правовое обеспечение;
  • систему контроля качества.

В то же время казахстанские учебные заведения должны работать по соответствующим образовательным программам, в том числе включить в обучение углубленное изучение морского английского языка, иметь профессорско-преподавательский состав, состоящий из специалистов со стажем практической работы на судах, обеспечивать курсантов плавательной практикой.

В случае вхождения в «Белый список» дипломы выпускников наших учебных заведений, готовящих специалистов сферы морского транспорта, будут признаваться на международном уровне и отечественные моряки будут иметь возможность трудоустроиться согласно полученной квалификации на иностранные суда по всему миру.

Представитель Министерства труда и соц.обеспечения доложила о совершенствовании внедрения Национальной системы квалификаций, что позволит устранить ошибки, допущенные в 2012 и 2013 годах, по разработке отраслевых рамок и профессиональных стандартов.