О проблемах и перспективах морской отрасли РК
За эти годы отечественные компании пополнились новым флотом и осуществили определенное развитие
27 ноября на площадке «Атамекен» состоялось заседание Подкомитета по водному транспорту Комитета логистики и перевозок Президиума НПП РК «Атамекен». Мероприятие прошло под председательством Председателя Подкомитета, исполнительного директора Ассоциации предпринимателей морского транспорта РК Николая Юдина, с участием Управляющего директора - директора Департамента логистики и перевозок НПП РК «Атамекен» Рустана Дженалинова, Генерального директора Союза транспортников Казахстана «Kazlogistics» Каната Альмагамбетова, представителей госорганов, отраслевых организаций и бизнес-сообщества.
В ходе заседания Председателем Подкомитета по водному транспорту Николаем Юдиным был озвучен ряд проблемных вопросов, препятствующих развитию морской отрасли РК, а именно: право плавания под государственным флагом РК иностранных судов, разработка отраслевых рамок квалификации и профессиональных стандартов в области водного транспорта, объемы транспортировки нефти и иных грузов через морской порт Актау/Курык, обеспечение приоритетной загрузки казахстанских торговых судов, а также необходимые меры по реагированию на нефтяные разливы в Каспийском море.
«За эти годы отечественные компании пополнились новым флотом и осуществили определённое развитие. Однако, в настоящее время национальный флот с большим трудом получает возможность оказывать услуги на внутреннем рынке страны из-за каботажных перевозок, а основная его часть простаивает и несет большие убытки, так как изложенные условия в статье 11 Закона РК «О торговом мореплавании» являются барьером», - отметил Николай Юдин.
Законом РК от 28 декабря 2010 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта» статья 11 Закона РК «О торговом мореплавании» дополнена пунктом 5.
Статья 11. Национальность судна. Право плавания под Государственным флагом Республики Казахстан.
5. Право плавания под Государственным флагом Республики Казахстан на основании решения уполномоченного органа в порядке, предусмотренном Правилами государственной регистрации судов и прав на них, может быть временно передано зарегистрированному в реестре судов иностранного государства судну, предоставленному в пользование по бербоут-чартеру:
1) казахстанскому фрахтователю;
2) иностранному юридическому лицу, осуществляющему деятельность в Каспийском море через филиалы, зарегистрированные в установленном порядке в Республике Казахстан, в соответствии с соглашением о разделе продукции (подрядные компании, оператор, агенты, субподрядчики). О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ МОРСКОЙ ОТРАСЛИ РК
Президент Ассоциации судовладельцев и предпринимателей морской индустрии Раиса Адамова отметила, что вопрос очень серьезный и принятие необдуманного решения может повлечь ряд негативных последствий для отрасли в целом.
«Ассоциация категорически против внесения изменений в статью 11 Закона РК «О торговом мореплавании». Стоит отметить, что в апреле 2017 года Ассоциация судовладельцев растолковала и объяснила, что надо исключать не саму статью, а именно эти дополнения, которые внесены постановлением Правительства РК в 2010 году. Для развития добросовестной конкуренции на Каспии никакой угрозы нет. Надо четко понимать, где обязательства Казахстана перед международным судовладением и где внутренние операции. Инфраструктура также очень серьёзный вопрос. Более 300 единиц судов задействованы на Каспии», - выступила Раиса Адамова.
Представитель компании «Каспиан Оффшор Контракшн» Александр Бураков добавил, «По СРП все знают, что иностранные суда все под казахстанским флагом. Если мы поясним, что эти суда ходят только у нас, то никаких проблем не будет в дальнейшем. Если не стыкаются вопросы в понимании, надо искать компромисс. Не надо трогать законодательство, давайте искать решение в изменении подзаконных нормативно-правовых актов».
Соглашение о разделе продукции (СРП) представляет собой коммерческий контракт между инвестором и государством. В соответствии с СРП, государство предоставляет инвестору исключительное право на разработку недр, а инвестор принимает на себя обязательство вести такую разработку своими силами и на свой риск.
«Жизнь не стоит на месте. Закон приняли, но мы сейчас не должны сидеть и ждать. Нормы, принятые 7-8 лет назад требуют внесения изменений для развития отрасли. Раньше флота и нефтедобычи не было, сейчас отечественный флот поднялся, развивается и может конкурировать наравне с иностранными судами. Давайте делать анализ с точки зрения будущего», - добавил Канат Альмагамбетов.
Генеральный директор ТОО «OMS SHIPPING» Сергей Ворожейкин подчеркнул, что при обсуждении проекта Соглашения о судоходстве, в рамках Договора о ЕАЭС, одной из причин отказа в уведомительном порядке транзитного прохода судов по внутренним водным путям России послужили внесённые вышеупомянутые изменения в статью 11 Закона РК «О торговом мореплавании». В случае не приведения данной статьи в соответствие, на внесение изменений в Соглашение о судоходстве по переходу с разрешительного порядка на уведомительный рассчитывать не придется.
Заместитель Генерального директора ТОО «НМСК «Казмортрансфлот» Алтынай Уалиева акцентировала внимание на том, что Соглашение о судоходстве в рамках ЕАЭС планируется подписать в этом году.
«В 2019-2020 году будет возможность внести изменения. Вопрос закрывать нельзя, эффект о внесении изменений в том, что буквально 2-3 года и те суда, которые работают в рамках пункта будут не востребованы. Казахстан получит самортизированные суда, другие операторы будут завозить новые суда. Надо провести хороший анализ», - отметила Алтынай Уалиева.
Представителями компаний «NCOC» и «PSA» была выражена позиция, что в изменении статьи 11 Закона РК «О торговом мореплавании» нет необходимости, т.к. деятельность данных компаний не выходит за акваторию проекта Кашаган и используемые суда выполняют специальные работы, связанные только с проектом Кашаган.
Управляющий директор - директор Департамента логистики и перевозок НПП РК «Атамекен» Рустан Дженалинов предложил уполномоченному органу провести анализ регуляторного воздействия в целях учета интересов всех участников отрасли.
Кроме того, участниками Подкомитета отмечена необходимость создания соответствующего механизма сохранения и поддержания Южного маршрута при транспортировке нефти и других грузов через порт Актау/Курык путем (формирование конкурентоспособного тарифа, послабление в портах судам под казахстанским флагом, разработка НПА для приоритетной загрузки казахстанских судов, субсидирование ставок тарифов и т.д.)
Также в ходе обсуждения был рассмотрен вопрос о необходимых мерах по реагированию на нефтяные разливы в Каспийском море, т.к. Казахстанский сектор Каспийского моря имеет огромный потенциал по ресурсам нефти и газа, что предполагает значительный спрос на услуги по ликвидации аварийных разливов нефти.
В целях недопущения и предотвращения возможных чрезвычайных аварийных ситуаций на море, связанных с возможной утечкой или последующим разливом нефти на поверхности моря членами Подкомитета принято решение о необходимости рассмотрения вопроса создания уполномоченной организации по ликвидации аварийных разливов нефти.
По итогам заседания, членами Подкомитета по водному транспорту выражена позиция, что со стороны Правительства РК и государственных органов должна обеспечиваться необходимая поддержка для развития отечественного флота и отрасли в целом.
С ссылкой на сайт http://atameken.kz