Астана, 9 июня, Дом Мажилиса. На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратилась депутат Светлана Ферхо:
«10 марта 2010 года группа депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан обращалась к Вам по вопросу подготовки морских специалистов для АО «НМСК «Казмортрансфлот», которое является единственной национальной морской судоходной компанией Республики Казахстан.
В настоящее время в связи с освоением казахстанского сектора Каспийского моря и ростом объемов грузоперевозок в международном сообщении ежегодно увеличивается количество морских судов. Так, по состоянию на 1 января 2010 года зарегистрировано - 256 судов, которые ходят под надзором российского морского регистра судоходства.
В составе экипажей судов работают: общее количество плавсостава – 1388 человек, из них доля казахстанских - не превышает 44%, а на уровне командного состава – 21%.
В промежуточном ответе 8 апреля т.г. Вы поручили государственным органам доработать вопрос о своевременной подготовке профессиональных кадров в соответствии с нормами международных конвенций. Однако данное поручение до настоящего времени со стороны исполнителей остается открытым и не носит конкретного характера, что, соответственно, тормозит организацию деятельности морского транспорта на перспективу, так как только на подготовку командного состава уходит 5,5 лет обучения.
А благодаря высоким темпам морских грузоперевозок морской транспорт является одним из высокодинамичных секторов экономики.
На сегодняшний день в Казахстане отсутствуют учебные заведения, которые осуществляли бы подготовку дипломированных морских специалистов с требованиями Международной конвенции «Правила дипломирования моряков и несения вахты 78/95». Следовательно, специалисты, получившие морское образование в казахстанских ВУЗах, не имеют возможности работать на морских судах и выходить в международное и каботажное плавание, так как полученные ими основные дипломы не признаны международным морским сообществом.
Корме того, для работы на морских судах наличие диплома недостаточно. В соответствии с требованиями международной конвенции «Правила дипломирования моряков и несения вахты 78/95», морской специалист должен иметь рабочий диплом, который выдается морской администрацией порта, также ряд обязательных сертификатов и определенный плавательный ценз, который он должен получать в период обучения в учебном заведении, согласно специальности.
По окончанию морского учебного заведения в Республике Казахстан выдаваемые сертификаты не дают право занимать должности на морских судах АО «НМСК «Казмортрансфлот». Так, выпускники 2010 года не имеют возможности трудоустроиться, им необходимо вновь переобучиться в ВУЗах иностранных государств, признанных морским сообществом.
Анализ ситуации в подготовке специалистов для развития морского транспорта влечет за собой потребность в высококвалифицированных специалистах, и она составляет: в 2010 году - 140 человек, в 2011 году – 200 человек.
Для решения данной проблемы считаем необходимым ускорить изменения в классификатор занятий Республики Казахстан, классификатор специальностей технического и профессионального, классификатор послесреднего образования и специальностей высшего образования».
Под этим запросом подписалсиь также депутаты Мажилиса Утегенов А.Т., Алшымбаев З.У., Оспанов С.Ж., Кадамбаев Т., Мырзахметов Ш., Питаленко Л.Н.